Ката
Ката Кёкусинкай находят свои истоки в двух течениях учения каратэ: системы Годзю-рю Чоюна Мияги (1888-1953) и системы Шотокан Гичина Фунакоши (1868-1958).
Стиль Годзю-рю – это член группы школ Наха-те, находящийся в основном под влиянием южных стилей китайского кемпо.
Южный Китай был в основном областью рек и рисовых полей. Основные виды деятельности: гребля, рыболовство, культивация риса, т.е. занятия, способствующие развитию сильной верхней части тела. Битвы часто проходили на мягкой и сельской земле, поэтому главным было удержание баланса и сплочённости. Дистанция боя была маленькой. Отсюда, искусство боя имело тенденцию концентрироваться скорее на стабильности, чем мобильности, с тугими, сильными движениями руками. Ката были часто довольно спокойны и величественны, техника сосредоточена на руках и плечах с движениями в сильной, устойчивой стойке. Серьёзно были также рассмотрены различные методы дыхания. Теншо ката – это хороший пример ката, на которое повлиял южный стиль кемпо.
В отличии от ката школы Наха-тэ, испытавших южное влияние, стиль Шотокан имел сильные корни в Шорин-рю, системах Шури-те, на которые повлиял главным образом северный стиль кемпо. Огромные открытые пространства равнин Северного Китая способствовали такому стилю жизни, при котором развивались сильные бёдра и ноги. Люди были охотниками, земля была сухой, и передвигались либо пешком, либо на лошади.
Ката северного стиля обладали движениями широкого размаха с большим количеством техник прыжков. Дистанция боя между противниками была достаточно большой. Блоки и удары были прямолинейными и казались жёсткими, по сравнению с южными стилями. Всё же они были сильными, когда выполнялись умело. Ката Цуки-но типичный пример ката северного влияния.
В ранние годы Сосай Мас. Ояма имел возможность тренироваться с мастерами и Южного и Северного течений, как в Японии так и в Корее. Поэтому Кёкусин-рю – это уникальное слияние обеих школ, что и демонстрируется в многообразии прекрасных и сильных ката. Каратист Кёкусин - рю свободно дерётся и на малой, и на большой дистанции. Удары руками исключительно сильны, и он равно искусен в близких захватах руками и в тугих, круговых блоках.
В соответствии с источником влияния, ката Кёкусин могут быть сгруппированы следующим образом:
Наха-тэ – самое сильное южное влияние: Санчин, Теншо, Гексай Шо, Гекусай Дай, Сайха, Сиэнчин, Гарю (была разработана самим Мас Оямой), Сейпай.
Шури-тэ – самое сильное северное влияние: Янцу, Цуки но Ката, Канку, Сушихо.
Интересно отметить, что ката Шотокан (северного влияния), перенятые Сосаем для Кёкусин, созданы главным образом для новичков; более продвинутые ката Кёкусин пришли главным образом из источников Южного влияния.
Занимаясь развитием каратэ в Японии, Гитин Фунакоши (Шотокан, северное влияние) столкнулся с задачей обучения людей, которые были совершенно не знакомы с основами искусства. В эру, когда кумитэ дзю (свободный стиль) не практиковалось, было необходимо разработать или применить ката, которые были просты в выполнении, но хорошо служили для передачи основ каратэ. Таким образом, Фунакоши создал ката Тайкиоку и применил другие, такие как « Пинан » из-за их соответствия цели. Ката « Пинан » были созданы другим мастером Итосу в 1905 году с целью облегчения обучения детей.
У Сосай Оямы есть три принципа, важных для овладения ката:
1 – темп техники,
2 – точки силового нажима,
3 – контроль дыхания.
Они также могут считаться тремя точками координации в Санчин.
Теншо – «Поворачивающиеся ладони, изменяющиеся руки». Это ката создал Чоюн Мияги как дополнение к Санчин. Сосай Ояма говорил, что это самое обязательное из всех продвинутых ката каратэ.
Ката Гекусай были созданы Мияги в 1940 году с целью обучения сильных и мощных движений.
Гекусай-Шо - «Завоёвывай и занимай – младший».
Гекусай-Дай - «Завоёвывай и занимай – старший». Может также обозначать: «Бери приступом крепость».
Сайфа - «Максимальное разрушение». Это ката также создал Мияги. Название поддерживает чувство выражения максимального потенциала через телесный инструмент.
Сиенчин - двусмысленно в значении. Часто переводится как «Шторм внутри спокойствия». Дословно обозначает «Атакуй мятежное поселение», или «Подави отступления». Название указывает необходимость превзойти слабости духа и подавить любое желание сдаться при встрече жизненных испытаний. Нужно «подавить отступающее сердце»
Гарю - «Опирающийся дракон». В философии слово Гарю относится к великому человеку, который остаётся в неизвестности. Это ката было создано Сосай Оямой. Гарю было его псевдонимом в его ранней деятельности в каратэ. Истинный каратист развивает в себе дух смиренности, и, как опирающийся дракон, имеет силу, но выбирает – не выпускать её.
Сейпай - «Восемнадцать рук». Это было одно из самых продвинутых ката в школах Наха-тэ.
Пинан - «Спокойный ум, спокойная безопасность» или «Мирный ум, Мирная безопасность». 5 ката Пинан были созданы Анко Итосу (инструктором Фунакоши) в 1905 году, как упрощённые версии про двинутых китайских форм (включая Канку), для того, чтобы обучать детей. Преданная тренировка каратэ-до принесёт спокойный дух и умиротворённость уверенного сердца.
Янцу - иногда оно переводится, как «Обеспечить чистоту», указывая на то, что каждый должен ежедневно напрягать все усилия в битве жизни, с целью преодолеть слабости и остаться чистым в сердце.
Цуки-но ката - ката ударов кулаком. Это ката учит соблюдать и направлять силу удара в любом направлении и различным оружием.
Сушихо - «Пятьдесят четыре ступни». Это ката было одним из двух самых продвинутых в школах Шури-тэ. Кроме того, что, вероятно, существует цифровая связь между названием и числом движений в первоначальной форме, число 54 также связано с Буддийской философией.
Канку - «Узри небеса», «Посмотри на небо». Именно это ката выбрал Г.Фунакоши для выполнения на первой общественной демонстрации каратэ-до в Японии в 1922 году. Канку - это высшее ката в Кёкусин. Когда руки выполняющего соединяются в открытой позиции, он смотрит на небеса через руки и размышляет о значимости доблести для человека и о бесконечности небес. Пока небо и земля находятся в их астрономическом пути, всё будет хорошо. Солнце вновь поднимется завтра и с ним придёт новая надежда, каким бы тяжёлым не казался сегодняшний день.
Стиль Годзю-рю – это член группы школ Наха-те, находящийся в основном под влиянием южных стилей китайского кемпо.
Южный Китай был в основном областью рек и рисовых полей. Основные виды деятельности: гребля, рыболовство, культивация риса, т.е. занятия, способствующие развитию сильной верхней части тела. Битвы часто проходили на мягкой и сельской земле, поэтому главным было удержание баланса и сплочённости. Дистанция боя была маленькой. Отсюда, искусство боя имело тенденцию концентрироваться скорее на стабильности, чем мобильности, с тугими, сильными движениями руками. Ката были часто довольно спокойны и величественны, техника сосредоточена на руках и плечах с движениями в сильной, устойчивой стойке. Серьёзно были также рассмотрены различные методы дыхания. Теншо ката – это хороший пример ката, на которое повлиял южный стиль кемпо.
В отличии от ката школы Наха-тэ, испытавших южное влияние, стиль Шотокан имел сильные корни в Шорин-рю, системах Шури-те, на которые повлиял главным образом северный стиль кемпо. Огромные открытые пространства равнин Северного Китая способствовали такому стилю жизни, при котором развивались сильные бёдра и ноги. Люди были охотниками, земля была сухой, и передвигались либо пешком, либо на лошади.
Ката северного стиля обладали движениями широкого размаха с большим количеством техник прыжков. Дистанция боя между противниками была достаточно большой. Блоки и удары были прямолинейными и казались жёсткими, по сравнению с южными стилями. Всё же они были сильными, когда выполнялись умело. Ката Цуки-но типичный пример ката северного влияния.
В ранние годы Сосай Мас. Ояма имел возможность тренироваться с мастерами и Южного и Северного течений, как в Японии так и в Корее. Поэтому Кёкусин-рю – это уникальное слияние обеих школ, что и демонстрируется в многообразии прекрасных и сильных ката. Каратист Кёкусин - рю свободно дерётся и на малой, и на большой дистанции. Удары руками исключительно сильны, и он равно искусен в близких захватах руками и в тугих, круговых блоках.
В соответствии с источником влияния, ката Кёкусин могут быть сгруппированы следующим образом:
Наха-тэ – самое сильное южное влияние: Санчин, Теншо, Гексай Шо, Гекусай Дай, Сайха, Сиэнчин, Гарю (была разработана самим Мас Оямой), Сейпай.
Шури-тэ – самое сильное северное влияние: Янцу, Цуки но Ката, Канку, Сушихо.
Интересно отметить, что ката Шотокан (северного влияния), перенятые Сосаем для Кёкусин, созданы главным образом для новичков; более продвинутые ката Кёкусин пришли главным образом из источников Южного влияния.
Занимаясь развитием каратэ в Японии, Гитин Фунакоши (Шотокан, северное влияние) столкнулся с задачей обучения людей, которые были совершенно не знакомы с основами искусства. В эру, когда кумитэ дзю (свободный стиль) не практиковалось, было необходимо разработать или применить ката, которые были просты в выполнении, но хорошо служили для передачи основ каратэ. Таким образом, Фунакоши создал ката Тайкиоку и применил другие, такие как « Пинан » из-за их соответствия цели. Ката « Пинан » были созданы другим мастером Итосу в 1905 году с целью облегчения обучения детей.
Ката Южного происхождения
Санчин
– «Три битвы». Имеет различные толкования, например координация
стойки, дыхания и движений руками – или унификация (объединение) тела,
ума и духа. Сосай Ояма также говорит о координации между умом, духом и
техникой. У Сосай Оямы есть три принципа, важных для овладения ката:
1 – темп техники,
2 – точки силового нажима,
3 – контроль дыхания.
Они также могут считаться тремя точками координации в Санчин.
Теншо – «Поворачивающиеся ладони, изменяющиеся руки». Это ката создал Чоюн Мияги как дополнение к Санчин. Сосай Ояма говорил, что это самое обязательное из всех продвинутых ката каратэ.
Ката Гекусай были созданы Мияги в 1940 году с целью обучения сильных и мощных движений.
Гекусай-Шо - «Завоёвывай и занимай – младший».
Гекусай-Дай - «Завоёвывай и занимай – старший». Может также обозначать: «Бери приступом крепость».
Сайфа - «Максимальное разрушение». Это ката также создал Мияги. Название поддерживает чувство выражения максимального потенциала через телесный инструмент.
Сиенчин - двусмысленно в значении. Часто переводится как «Шторм внутри спокойствия». Дословно обозначает «Атакуй мятежное поселение», или «Подави отступления». Название указывает необходимость превзойти слабости духа и подавить любое желание сдаться при встрече жизненных испытаний. Нужно «подавить отступающее сердце»
Гарю - «Опирающийся дракон». В философии слово Гарю относится к великому человеку, который остаётся в неизвестности. Это ката было создано Сосай Оямой. Гарю было его псевдонимом в его ранней деятельности в каратэ. Истинный каратист развивает в себе дух смиренности, и, как опирающийся дракон, имеет силу, но выбирает – не выпускать её.
Сейпай - «Восемнадцать рук». Это было одно из самых продвинутых ката в школах Наха-тэ.
Ката Северного влияния
Тайкиоку
ката были созданы Гичином Фунакоши. Сосай Ояма описывает ката
Тайкио-ку как основу всех ката, познание которому нужно научиться,
прежде чем обучаться и идти по тропе каратэ. Пинан - «Спокойный ум, спокойная безопасность» или «Мирный ум, Мирная безопасность». 5 ката Пинан были созданы Анко Итосу (инструктором Фунакоши) в 1905 году, как упрощённые версии про двинутых китайских форм (включая Канку), для того, чтобы обучать детей. Преданная тренировка каратэ-до принесёт спокойный дух и умиротворённость уверенного сердца.
Янцу - иногда оно переводится, как «Обеспечить чистоту», указывая на то, что каждый должен ежедневно напрягать все усилия в битве жизни, с целью преодолеть слабости и остаться чистым в сердце.
Цуки-но ката - ката ударов кулаком. Это ката учит соблюдать и направлять силу удара в любом направлении и различным оружием.
Сушихо - «Пятьдесят четыре ступни». Это ката было одним из двух самых продвинутых в школах Шури-тэ. Кроме того, что, вероятно, существует цифровая связь между названием и числом движений в первоначальной форме, число 54 также связано с Буддийской философией.
Канку - «Узри небеса», «Посмотри на небо». Именно это ката выбрал Г.Фунакоши для выполнения на первой общественной демонстрации каратэ-до в Японии в 1922 году. Канку - это высшее ката в Кёкусин. Когда руки выполняющего соединяются в открытой позиции, он смотрит на небеса через руки и размышляет о значимости доблести для человека и о бесконечности небес. Пока небо и земля находятся в их астрономическом пути, всё будет хорошо. Солнце вновь поднимется завтра и с ним придёт новая надежда, каким бы тяжёлым не казался сегодняшний день.